26 апреля в конференц-зале ГБУЗ «Межрайонная многопрофильная больница» прошла профилактическая беседа на тему: «Интернет-риски и угрозы жизни детей и подростков».
Цель: повышение эффективности профилактики детского и подросткового суицида.
Задачи:
- Повысить чувствительность родителей к проблемам подросткового возраста и их компетентность в области профилактики суицидального риска в семье.
- Обсудить основные риски Интерента для детей и подростков.
- Проинформировать родителей о возможностях получения различных видов профессиональной помощи(психологической, медицинской, юридической) в трудных ситуациях и ситуациях угроз жизни детей и подростков.
Подростковый возраст занимает промежуточное положение между детством и взрослостью. Происходят изменения на физиологическом и психологическом уровне, по — иному строятся взаимоотношения со взрослыми и сверстниками.
Ведущей потребностью в подростковом возрасте является потребность в самоутверждении. Подросток ищет различные сферы и варианты для самоутверждения, стремится к нему.Ему важно чувствовать себя значимым. Ради этого он порой идет даже на рискованные поступки. Большое значение они придают своему статусу в группе, среди сверстников. У них высока потребность в престиже, они стремятся следовать «моде» как во внешнем облике, так и в занятиях, увлечениях. Для подростков характерен интерес к проблеме смысла жизни, они осмысливают собственную роль и место в этой жизни.
Типичные симптомы депрессии:
- часто грустное настроение, периодический плач, чувство одиночества, бесполезности;
- вялость, хроническая усталость, безнадежность и беспомощность;
- снижение интересов к деятельности или снижение удовольствия от деятельности, которая раньше ребенку нравилась;
- поглощенность темой смерти;
- постоянная скука;
- социальная изоляция и сложности во взаимоотношениях;пропуск школы или плохая успеваемость;
- деструктивное поведение;
- чувство неполноценности, бесполезности, потеря самоуважения, низкая самооценка и чувство вины;
- повышенная чувствительность к неудачам или неадекватная реакция на похвалы и награды;
- повышенная раздражительность, гневливость, враждебность или выраженная тревога;
- жалобы на физическую боль, например. боль в желудке или головную боль;
- сложности концентрации внимания;
- значительные изменения сна и аппетита.
Особое внимание следует обращать на детей, котрые образуют группу суицидального риска.
Группу риска составляют подростки:
- находящиеся в сложной семейной ситуации;
- имеющие серьезные проблемы в учебе;
- отличники, старающиеся все выполнить только на «отлично» и остро переживающие любые неудачи;
- не имеющие устойчивых интересов, хобби;
- находящиеся в депрессивном состоянии или склонные к депрессиям;
- перенесшие тяжелую утрату:
- остро переживающие несчастную любовь;
- имеющие семейную историю суицида;
- употребляющие алкоголь, психоактивные вещества;
- имеющие недостатки физического развития, инвалидность, хронические соматические заболевания4
- совершившие серьезный проступок, уголовно наказуемый поступок или ставшие жертвой уголовного преступления;
- попавшие под влияние деструктивных групп, религиозных сект или молодежных течений.
Рисками могут быть:
- Жизненные обстоятельства или ситуации,воспринимаемые подростком как невыносимо трудные, непреодолимые;
- пользование подростком интернет-ресурсами, через которые на него может оказываться опасное и зачастую разрушающее психику воздействие
Серьезная угроза жизни и благополучию подростка — опасные сайты в Интернете
В Интернете были организованы и развернули свою деятельность деструктивные группы и сообщества, вовлекающие детей и подростков в «роковые» и смертельно опасные игры. Это, например, так называемые «группы смерти», которые готовят детей к добровольному уходу из жизни. Вот примеры таких групп: «Синий кит», «Разбуди меня в 4.20», и т.д. Почти все суицидальные группы имеют в своем названии хештеги и аббревиатуры.
Значимые меры (условия) профилактики рисков и угроз жизни:
- Благоприятная эмоционально-психологическая атмосфера в окружении ребенка (в семье, школе, классе).
- Насыщенность жизни яркими событиями, дающими подростку возможность достичь успеха, проявить себя и почувствовать свою значимость (социальные проекты, творческие акции и т.д.)
- Возможность доверительного общения подростка с родителями, педагогами, искренний интерес со стороны взрослых к событиям жизни, к чувствам и переживаниям подростка.
- Помощь и поддержка в решении проблем и преодолении трудностей.
- Устойчивые социальные связи, значимые для подростка и, прежде всего, — семейные.
- Контроль использования ребенком интернет-ресурсов.
Главными мерами (условиями) профилактики интернет-рисков и угроз жизни подростков выступают ДОВЕРИТЕЛЬНОЕ ОБЩЕНИЕ И КОНТРОЛЬ использования Интернета. В связи с тем, что в предупреждении суицидального поведения подростков ведущую роль играют социальные связи, и, прежде всего, семейные, задача школы — грамотно дать информацию родителям о существующих рисках и угрозах жизни их детей и вовлечь их в активную профилактическую работу, помочь в ее осуществлении. Для этого будут проведены родительские собрания.
Риски и угрозы жизни подростков, к сожалению, реальность сегодняшнего дня. Чтобы изменить эту реальность от взрослых требуется повышение чувствительности к проблемам подростков, усиление внимания к их чувствам, переживаниям. В условиях цифровых технологий и гаджетов детям часто не хватает простого человеческого общения, которое можем и должны дать им мы, взрослые. Проблема рисков и угроз жизни сложна и многоаспектна